5f72ab5d     

Аджиев М - Раскол



М. Аджиев
Раскол
Все, высказанное в данной статье,- пока лишь гипотеза. Иным ее содержание
и не может быть, поскольку оно противоречит давней традиции российской
историографии в ее толковании причин и обстоятельств раскола Православной
церкви. Но стоит учесть, что эта традиция не складывалась свободно: довлела, с
одной стороны, цензура церковных иерархов (в дореволюционной России), с другой
- в силу тяжело и длительно переживаемых последствий татаро-монгольского ига -
как бы отталкивание ученой России от культурных взаимовлияний с Востоком,
стремление игнорировать их. Автор статьи, увлекшись историей тюрков -
половцев, их государственности и культуры, обнаружил, что в свете открытых им
фактов многие ключевые события и в истории славян выглядят не совсем так, как
это представлялось. Присмотримся к этим открытиям, не принимая их на веру, но
и не отвергая "с порога".
1
Шел 1666 год. Колокольные звоны в Москве переменились: "звонят к
церковному пению дрянью, аки на пожар гонят или врасплох бьют"... Что же
случилось тогда в Москве? К чему это колокола изменили себе?
Тогда только-только закончился Церковный собор, созванный царем Алексеем
Михайловичем якобы для рассмотрения дел насущных, на самом же деле - для
устранения ставшего ему ненавистным патриарха Никона. Низложить зарвавшегося
патриарха, но увековечить его церковную реформу - решил собор... Так, с
тревожных звонов, начиналась новая русская церковь (РПЦ).
Конечно, церковный собор интересовали и другие вопросы, куда более
важные,- там речь шла о глобальной политике, о лике Русского государства "во
веки веков". Патриарх Никон желал сам ваять лик Руси, заявляя: "Священство
выше царства". Но у царя было иное мнение. При тайном противостоянии царя и
патриарха собрался собор.
Собор, надо отметить, с самого начала своего был неправомочным. И об этом
известно...
По традиции вести собор пригласили греческих патриархов - Паисия
Александрийского и Макария Антиохийского. Царь Алексей Михайлович знал
подноготную этих деятелей, и Никон тоже знал, что оба гостя за открытую
симпатию к Риму низложены со своих престолов собором иерархов Восточной
церкви. Эти два приглашенных митрополита не имели канонического права решать
церковные дела. Однако же приехали...
К сожалению, многим россиянам неведомо, что правильное название
христианской церкви на Руси прежде было "Древлеправославная Греческая
Церковь". Именно в эту церковь вошла Русь в 988 году после своего крещения.
Вот почему первыми митрополитами становились неславяне.
Константинопольские патриархи долго контролировали дела церковные на огромных
территориях, лежащих к северу и востоку от Византии. Позднее Русь уже сама,
своим собором, избирала себе пастыря - митрополита. Однако он, после избрания,
должен был явиться в Константинополь для принятия хиротонии от греческого
патриарха. И лишь после святейшего рукоположения новый митрополит получал
признание, а с ним и право назначать епископов в важнейшие города своей
епархии.
Опять же по традиции, заведенной с 988 года, на церковных соборах
считалось обязательным присутствие греческих митрополитов, им доверялось
ведение заседаний. Поэтому приглашение в Москву в 1666 году патриархов Паисия
Александрийского и Макария Антиохийского было воспринято участниками собора
как должное, тем более что почти никто даже не догадывался о недавнем прошлом
этих высоких гостей.
Паисий Лигарид, тайный иезуит, приехал с особым удовольствием, у него были
свои виды на Русь.



Содержание раздела